Мифы о создании мира

7 Ноя
0

МИФЫ О СОЗДАНИИ МИРА
В Китае существует несколько легенд о создании мира, но наиболее важным считается миф о великане Паньгу, который появился из яйца, первоосновы Вселенной. У многих народов яйцо является символом плодородия, тесно связанным с идеей сотворения и рождения. Например, южнокорейская легенда повествуют о яйце, содержащем младенца, который вырастая превращается в правителя мира, а в индийской мифологии есть мотив космического яйца. Концепцию единого прародителя человеческого рода можно найти в таких различных культурах, как греческая и полинезийская. Кровосмесительный брак Нюйва с ее братом Фуси находит аналогию в японском мифе о союзе Идзанами и Идзанаги, по-видимому, заимствованном из Китая. Легенда о Паньгу датируется IV в. н.э., хотя ее истоки могут быть гораздо более древними.

 

На территории Китая мифы и легенды очень разнообразны. По сказаниям провинции Хэбэй, первых людей создал Паньгу, слепив фигурки из жидкой глины, а по другой версии – начало человеческому роду положил союз Тяньлуна и Дайе, спутников бога литературы Вэньчана. Универсальность этих мотивов свидетельствует об отношении людей к вопросам сотворения мира. Она подтверждает теорию Карла Юнга о «коллективном бессознательном» как проявлении общечеловеческого опыта.

Классическая китайская космография
Структура классического китайского мироздания приводится в нескольких источниках, из которых видно, что существовал целый ряд космографии. Так, одна из школ утверждала, будто Вселенная имеет форму яйца, где небеса занимают верхнюю часть, а Земля плавает в океане в нижней части скорлупы.
В традиционных учениях школ Чжоу и Вэй считалось, что небеса подобны опрокинутой чаше, вращающейся вокруг Полярной звезды. Земля же, расположенная под небесным сводом, квадратная и со всех сторон омывается морями. Небо представлялось незыблемым храмом, поддер¬живаемым четырьмя (или восемью) столбами (или горами). То, что Полярная звезда расположена не в центре небосвода, изящно объяснялось в мифе о поражении Гунгуна.
Высокий научный уровень китайской цивилизации способствовал глубокому осмыслению Вселенной, и ряд ученых уже в I в. н.э. смогли вычислить, что Земля круглая.

Великан Паньгу
В начале времен во Вселенной царили только мрак и хаос. В этом мраке, постепенно принявшем форму яйца, родился Паньгу, первое живое создание. Он рос во сне внутри яйца. Через много лет, превратившись в великана, Паньгу проснулся, потянулся, и яйцо разбилось. Легкие и чистые частицы Яйца поднялись вверх и образовали Небо, другие же, тяжелые и нечистые, опустились вниз и стали Землей. Гак возникли силы инь и ян.

Инь и Ян
Женское начало, инь, ассоциируется с холодом, темнотой, Луной и Землей; мужское начало, ян, – со светом, теплом, солнцем и небесами. Эти две противоположные силы создавали равновесие в мире и поддерживали космос. Считалось, что если это равновесие нарушится, бедствия уничтожат весь человеческий род.
Древние китайцы рассматривали Небо как источник хорошей и дурной погоды, от которой зависела их жизнь, и потому земной император, сын Солнца и Неба, должен был совершать жертвоприношения небесному царству Шан-ди. Если космические силы инь и ян находились в гармоническом равновесии, взаимодействие людей и природы приносило благополучие и благоденствие, следовательно, люди должны правильно реагировать на капризы природы.

Паньгу и создание мира
Опасаясь, что Небо и Земля сольются, Паньгу встал между ними. Его голова поддерживала небо, а ноги упирались в землю. В течение последующих 18 000 лет великан увеличивался на 10 футов в день, и так же удалялись друг от друга небо и земля. В конце концов, небо и земля утвердились, и расстояние между ними достигло 30 000 миль, Паньгу уже впал в бесконечный сон.

Смерть Паньгу
После смерти Паньгу разные части его тела превратились в природные явления: дыхание стало ветром и облаками, голос – громом и молнией, левый глаз – солнцем, правый – луной; четыре конечности и туловище обернулись четырьмя сторонами света и горами; кровь образовала реки, жилы – дороги и тропинки, плоть стала деревьями и почвой, волосы на голове – звездами на небесах, а кожа и волосяной покров превратились в травы и цветы. Металлы и камни образовались из его зубов и костей, а роса – из пота. Из насекомых на его теле возникли люди разных рас. Такова была Вселенная, созданная великаном Паньгу.
Существует множество версий этого мифа, различия касаются того, во что превратились части тела великана. Порой он надеялся властью изменять погоду, которая зависела от его настроения. Миф о Паньгу был включен в даосскую космологию в IV в. как прекрасная иллюстрация теории инь и ян.
Интересно выявить, какое место отводится в мифах человеческому роду. Люди далеки от центра Вселенной, они лишь малая и незначительная часть природного мирового порядка. Китайская пейзажная живопись отражает это представление о мире. Крошечные фигурки едва видны в необъятном пространстве на фоне гор, озер и водопадов. Человеческая жизнь – ничтожная часть мира природы. Иное объяснение происхождения рода человеческого мы находим в следующей истории.

Нюйва заселяет мироздание
Однажды появилась богиня Нюйва – наполовину женщина, наполовину змея (иногда дракон). Она владела искусством менять свой облик. Однажды, путешествуя по только что созданному миру, она решила, что, несмотря на множество красивых и удивительных вещей, в нем очень пус¬тынно. Нюйва тосковала без общества себе подобных существ, с кем она могла бы поговорить и посмеяться. Богиня подошла к реке и села на берегу, глядя на свое отражение. Размышляя об одиночестве, Нюйва опустила руку в воду, вытащила со дна реки немного жидкой глины и слепила из нее маленькую фигурку, только вместо змеиного хвоста, который был у нее, сделала ноги, чтобы фигурка могла стоять.

Первые человеческие существа
Богиня поставила это маленькое существо на землю, оно тут же ожило, стало смеяться и прыгать вокруг нее. Нюйва была очень довольна результатом своего творчества и решила населить мир этими очаровательными человечками. Она трудилась до глубокой ночи и на следующий день вновь приступила к работе. Но вскоре поняла, сколько понадобится сил и труда, чтобы наполнить весь мир людьми. Нюйва решила воспользоваться своей сверхъестественной силой. Она взяла виноградную лозу, погрузила в глину и стала вращать ее в воздухе. Капли глины с лозы падали на землю и превращались в людей. Говорят, что те, кого слепила сама Нюйва, стали богатыми, а те, что получились из капель глины, – обычным трудовым народом. Нюйва сделала так, чтобы у людей была возможность воспроизводить себя вновь, когда исчезнет созданный ее руками народ. Она поделила людей на мужчин и женщин: теперь они могли создавать новые по¬коления без ее участия.

Нюйва и Фуси
Это сказание повествует о том, что в давние времена в мире были только двое: Нюйва и ее брат Фуси. Они хотели вступить в брак и завести детей, но боялись создать кровосмесительный союз без разрешения Неба. Однажды они поднялись на священную гору Кунлунь, и каждый развел костер. Дым поднялся кверху и окутал обоих. Они сочли это знаком того, что должны стать мужем и женой. Нюйва сплела себе соломенный веер и, в момент соединения, застеснявшись, прикрыла им свое лицо. С тех пор сохранился обычай: китайская невеста должна держать в руках веер.

Гибель Гунгуна
Однажды божество воды Гунгун и божество огня Чжужун решили сразиться, чтобы выяснить, кто из них могущественнее. После многих дней ожесточенной битвы, в пылу которой оба упали с неба, Гунгун был побежден. От стыда он решил покончить с собой, ударившись о гору Бучжоу, поддерживавшую небо. Гора от удара раскололась. В небе образовалась неровная дыра, а земля покрылась трещинами, сквозь которые пробился огонь и хлынула вода, затопившая землю. Те, кто избежал смерти в воде, потеряли свои посевы и дома в пламени.

Нюйва спасет мир
Нюйва, давшая людям жизнь, не могла смириться с их страданиями и начала на¬водить порядок. Измельчив и расплавив взятые на берегу реки разноцветные камни, она смогла поправить нанесенный небесам ущерб. Чтобы они не пошатнулись вновь, Нюйва убила гигантскую черепаху и, отрезав у нее лапы, подперла ими небо с четырех сторон. Так богиня восстановила мировой порядок и дала возможность людям мирно заниматься своими делами.
Однако столкновение Гунгуна с горой причинило сильный ущерб небосводу: он наклонился к северо-западу, оставив открытым пространство с юго-востока, поэтому все крупные реки Китая потекли на восток, наполняя своими водами океан. Наряду с этим существует еще множество мифов о небосводе, которые отражают глубокий интерес китайцев к астрономии и движению планет.

Разлученные Влюбленные
Эта образно переданная языком мифологии легенда о волопасе и ткачихе – персонификациях звезд Альтаира и Беги, которые расположены по сторонам Млечного Пути. Она повествует о разлуке влюбленных, о муже и жене, которым было предписано работать в разных местах.
Бедный молодой крестьянин сводил концы с концами только благодаря своему рабочему волу. Юноша был честен и трудился не покладая рук. Все его любили и уважали, но он чувствовал, что жизнь пуста без жены и семейного очага. Однажды вол поведал хозяину, что на самом деле он – не кто иной, как звезда вола, посланная на землю в наказание за дурные поступки. «Если ты будешь обращаться мной ласково, я отблагодарю тебя и помогу найти жену», – сказал вол.

Небесные Девы
На следующий день вол-звезда велел юноше спрятаться в лощине рядом с прудом, в котором, как он знал, купались небесные девы. Волопас спрятался возле пруда с очень чистой водой. Вскоре в прибрежных камышах появились прелестные юные девушки и, оставив сверкающие одежды на берегу, вошли в воду. Пока они купались, волопас подкрался и схватил одно из платьев, лежавшее поблизости. Когда девушки вышли из воды, юноша тоже покинул свое убежище. В панике схватив одежды, девушки взлетели в небо. И только одна, не найдя своего платья, в ужасе осталась стоять на берегу. Юноша заговорил с ней ласково. Она поняла, что он не хочет причинить ей вреда, и согласилась стать его женой. После свадьбы она призналась мужу, что является внучкой небесного владыки. Благодаря ее мастерству в ткачестве их благосостояние умножилось, и молодая чета была счастлива в совместной жизни. Радость их возросла, когда на свет появилось двое детей, мальчик и девочка.

Гнев Богов
Однако богам не понравилось, что их дочь-ткачиха осталась на земле, и они послали гонца, чтобы забрать ее. Волопас и дети были бессильны. Гонец унес ткачиху па небо. Но старый вол еще раз пришел на помощь своему хозяину. «Я скоро умру, – сказал он, – тогда ты сними с меня шкуру, завернись в нее и сможешь догнать свою жену». Волопас все так и сделал, положил детей в две корзины, висящие на шесте, и отправился в путь.

Боги смилостивились
Скоро волопас достиг того места, где на¬ходилась его жена, но увидеть ее не смог: его заметили дед ткачихи и ее бабушка – владычица Запада Сиванму. Они прочертили в небесах линию, которая превратилась в бушующий поток и разделила мужа и жену. Маленькая дочка стала умолять отца взять ковш, который он положил в корзину для равновесия, и вычерпать им воду из реки. Эта глубокая семейная преданность растрогала сердца богов: они решили, что семья может соединяться один раз в году.
На седьмой день седьмого месяца все сороки прилетают на небо и образуют из своих хвостов мост через реку, по которому волопас может перейти и увидеться с женой. Если в этот день идет дождь, говорят, что это слезы ткачихи: она плачет от радости.

Праздник девушек-ткачих
В этот же день отмечается ежегодной праздник юных девушек, которые обращаются с просьбой к богине – покровительнице ткачей передать им опыт в искусстве ткачества и вышивки. Рассказывают, что придворные дамы императора Сюаньцзуна накануне клали в шкатулку паука, и если поутру находили там паутину, это счита¬лось свидетельством мастерства той, кото¬рая его туда положила.

Герой И
Эта легенда весьма схожа с европейскими сказаниями о знаменитом стрелке Вильгельме Телле. Лучник И был известен как «превосходный стрелок».
В царствование правителя Яо на небе одновременно взошли десять солнц. Они жгли землю, иссушали реки, уничтожали посевы и все растения. Люди стали умирать от истощения, повсюду скитались кентавры, дикие кабаны, ползали огромные змеи и прочие чудовища. Тогда И из своего волшебного лука разбил все девять солнц. Так удалось восстановить порядок, плодородие и гармонию в мире.

Этот миф отражает широкий интерес китайцев к небесному пространству, астрономии, а также круг познаний, сложившихся в этой области. Уже в 200 г. Сюань-е, или «школа бесконечной пустоты», утверждала, что «небеса являют собой пустоту, свободную от субстанции», а Солнце. Луна и группы звезд плавают в пустом пространстве, двигаясь или пребывая в покое.
Наблюдения за движением Солнца были важным, но секретным занятием. Существуют даже записи о солнечной активности 28 года. Императоры поощряли эту деятельность, объединяя астрономов, колдунов, механиков и астрологов для предсказаний по звездам.

Драконы
Дракон в китайском фольклоре – это небесное существо, в корне отличное от злобных и изрыгающих пламя чудовищ из европейских сказаний. Благорасположенное к людям создание – китайский дракон Лун – носитель дождя, хозяин водных стихий, а ныне рассматривается еще как символ богатства и благополучия.
Огромному, змееподобному дракону отводится важнейшая роль в праздновании Нового года.
Из древних надписей известно, что к дракону обращались с просьбой оживить землю дождем. Лун как могущественное сверхъестественное создание мог увеличиваться от размеров шелковичного червя до существа, способного заслонить собой весь мир.
Облик Луна фантастичен: у него рот оленя, голова верблюда, глаза демона, шея змеи, чешуя рыбы, когти орла, лапы тигра, уши быка, гибкость кошки.
Драконов считают мудрыми существами, по народным поверьям, у каждого из них «жемчужина мудрости» во рту. Ученых и мудрецов именовали «человек-дра¬кон». Неудивительно, что такой могучий персонаж ассоциировался с китайскими императорами, а пятипалый дракон Лун на многие годы стал имперским символом. Небесный дракон символизи¬рует вечно юную силу и мощь Неба.

Бессмертие
Несмотря на культ почтительности и восхищения тяжелым трудом, китайское мышление не проводило отчетливого различия между добром и злом. Считалось, что у человека две души: небесная хунь, которая после смерти возвращалась на небо, и земная по, которая и после смерти оставалась на земле. Древние китайцы верили в эликсиры, способные продлевать жизнь. Ученый-алхимик Гэ Хун (284-363) сообщал о двух важнейших: один эликсир ограничивал полеты хунь, другой препят¬ствовал по вернуться на землю, позволяя душе скитаться в небесах, в лесах или горах. Те, кто мог «подниматься ввысь в небесную пустоту», именовались тянь-сянь или «небесные бессмертные»; те же, кто ограничивал свою деятельность земными делами, назывались ди-сянь – «земные бессмертные». Третья группа могла покинуть тело после смерти, это были «бессмертные свободные тела», но Гэ Хун не знал их места пребывания.
Легенда рассказывает, как даосский алхимик изготовил пилюли бессмертия и дал одну своей собаке, которая тут же сдохла. Тогда он сам принял пилюлю и тоже умер.
Но пока ученики готовились к похоронам, и он сам, и собака чудесным образом воск¬ресли. Рассказывают, что основатель даосской школы Чжан Даолин, приняв особый эликсир, прожил до 123 лет.
По даосским верованиям, яни (бессмертные) странствуют по Вселенной, их деяния и чудеса породили множество мифов. Даосская триада бессмертных называется Сань цин («три чистоты»), все они – тянь-сянь или небесные сяни.
Первый из них – Юаньши, сын творца Вселенной Паньгу и святой женщины Тайюань. Перед тем как родиться, он был окружен облаками пяти цветов.
Второй бессмертный ассоциируется с У-ваном, представителем знати, свергнувшей в 1027 г. до н.э. тирана Чжоу Синя, последнего правителя племени шан. Подобно сяню Да Чжун, он считается ос¬нователем справедливого правления.
Третий член триады ассоциируется с основателем даосизма Лао-цзы.
Для достижения святости сяня, важная роль отводилась похоронному обряду. Существовали разнообразные ритуалы для предохранения умершего от тлена. Богатые использовали при этом множество изделий из нефрита. Те же, кто не мог себе этого позволить, возносили молитвы богам с просьбой охранять их жизнь.

Комментарии закрыты.