Древняя религия (корни китайской религии)

6 Ноя
0

ДРЕВНЯЯ РЕЛИГИЯ

Археологические данные свидетельствуют о существовании в XII в. до н.э. в бассейне Желтой реки (Хуанхэ) «колыбели китайской цивилизации» - племени тан. По времени это примерно совпадает с возникновением греческой культуры.
Как и в IV в. до н.э. в Греции, в Китае было достаточно развитое общество, многие достижения того времени пережили века и в той или иной форме дошли до XX в. Такая поразительная устойчивость социальной системы является одной из важных особенностей Китая. Самым главным качеством, которое этому способствовало, было умение ассимилировать внешние воздействия. Те, кто пытался завоевать страну, сталкивались с очень сплоченным и развитым обществом, а потому в копне концов принимали ее культурные обычаи и политическую структуру. Так произошло с северными маньчжурскими племенами, завоевавшими Китай в XVII в.
Самое значительное воздействие на развитие китайской культуры оказало не связанное с иноземными вторжениями, пришедшее извне и сохранившееся вплоть до XX в. учение – буддизм. Его завезли в Китай в I в. до н. э. из Индии и Центральной Азии купцы, путешествовавшие по Шелковому пути.
К этому времени в Китае давние и про¬чные позиции занимали две религии, или, точнее, философские школы: конфуцианство и даосизм.

КОНФУЦИАНСТВО
Конфуцианство названо по имени основателя учения – Конфуция (Кун-цзы, «учителя Куна»), который жил между 551 и 479 гг. до н.э., в период «Борющихся царств». Но только во времена династии Хань (206 до н.э.—220 н.э.) конфуцианство стало ведущей идеологией китайского государства.
Когда во II в. до н.э. Китай был окончательно объединен, только конфуцианцы понимали, как успешно направить деятельность государства и общества. Они заняли ведущие посты на государственной службе и добились высокого положения в обществе, а конфуцианское учение получило широкое распространение.
Современник рожденного в Индии Будды, Конфуций ратовал за строго организованное, иерархически построенное общество, в котором основным связующим звеном должна быть семья. Его учение устанавливало жесткие этические нормы и правила поведения людей, а также особо акцентировало необходимость доброго и справедливого правления страной государем. Конфуций полагал, что гармония в государстве может быть достигнута при условии, что каждый человек на занимаемом им месте будет отвечать за свои поступки.
Проповедуя сыновью добродетель, почитание родителей и людей, достигших старшего возраста, он считал главным сохранение семейных устоев. И хотя философ не был убежден в существовании сверхъестественных сил, жертвоприношения предкам являлись важной частью конфуцианского миропонимания.

РИТУАЛ
Интересы Конфуция были достаточно прагматичными: обеспечить ровное и стабильное течение жизни хорошо управляемого государства. Конфуцианство нельзя в прямом смысле назвать религией, ибо в нем отсутствовали многие элементы культа, обычно связываемые с духовенством.
Позднее последователи попытались превратить конфуцианство в религию путем строительства храмов, включения старых богов в свои верования и, наконец, обожествления самого Конфуция, хотя его ученики были решительно против этого. Сохранилось очень мало ранних конфуцианских текстов, однако иногда считают, что классический труд «Ицзин» («Книга перемен») был написан или составлен самим Конфуцием.

ДАОСИЗМ
Философское течение даосизм возникло примерно в то же время, что и конфуцианство. Одним из ранних даосских текстов является собрание наблюдений «Дао дэ цзин» («Путь и Сила»), по преданию написанное мудрецом Лао-цзы и VI в. до н. э. (по другой версии, созданное в IV-III вв. до н.э.). В то время как конфуцианство было сосредоточено па вопросах этики и политики, даосские мыслители концентрировали свое внимание на более глубоких проблемах бытия.
Приверженцы даосской школы считали, что в мире существует естественный закон Дао, который определяет смысл существования всех вещей и явлений. Ранние даосские мыслители верили в единство и взаимосвязь всех явлений мироздания и надеялись, что, изучая мир природы, они поймут его законы.

ЛАО-ЦЗЫ
Легендарный основатель даосизма родился предположительно в 604 г. до н.э. Существуют разные мнения по поводу историчности его личности. Теперь многие ученые считают, что основной труд мыслителя ему лишь приписан. Так или иначе, но Лао-цзы стал центральной фигурой новой религии и был обожествлен, отчасти в противовес буддизму, появившемуся в Китае в I в. до н.э.

ДАО И НАУКА
Внимание к духу вещей, в частности к таким естественным явлениям, как вола и ветер, привели даосизм к систематическим исследованиям, положившим начало науки в Китае. Позднее даосизм проявил себя на более популярном уровне. Вера в то, что каждая малая частица бытия имеет своего духа или божество-охранителя, породила целую систему обрядов, направленных на то, чтобы умилостивить богов и направить их силы на благо человека. Все это уже далеко отошло от принципов раннего даосизма. Даосские священнослужители практиковали также метод «фэншуй» («ветер и вода»), т.е. искусство расположить строения таким образом, чтобы не оскорбить духа местности. Даосизм оказал огромное влияние и на развитие китайской пейзажной живописи. Основным мотивом этого жанра становится ученый, созерцающий из своего убежища – скромной сельской хижины заросшие соснами и окутанные туманом горы. Этот мотив воспроизводился в живописи бесконечное количество раз.

Иероглиф «шоу» (долголетие) напоминает даосскую диаграмму «внутреннего круговращения»

БУДДИЗМ
Пришедший из Индии на рубеже нашей ары, буддизм во времена династии Тан (618-907) достиг такой степени популярности, что смог отодвинуть на второй план существовавшие до него в Китае религии. Основное, что внес в китайскую жизнь буддизм, – учение о перерождении душ. Вера в круговорот жизни, представление о том, что душа возвращается в мир в форме, определенной поступками, совершенными в предыдущей жизни, давала утешение тем, кто испытывал страдания на протяжении своего земного бытия.
Миф об аде также в значительной степени обязан своим существованием буддизму. Попадая в подземный мир, душа представала перед Ян Ванном, богом смерти, который рассматривал перечень её добрых и дурных поступков. Радости жизни рассматривались как нарушение буддийских заповедей, все живое заслуживало уважения: под воздействием буддизма стало популярным вегетарианство.

Будда, гора Лишань близ Чэнду в провинции Сычуань

ОТ ФИЛОСОФИИ к РЕЛИГИИ
Каждая мировая культура имеет свою мифологию, в центре которой стоят могущественные боги. Китайские философские системы предоставили людям Объяснение всего происходящего вокруг, включая непредвиденные и могущественные силы природы, способные в любой момент изменить их жизнь. Конфуцианство и даосизм были легко восприняты знатью и императорами, которые уже практиковали развитые формы почитания предков. Крестьяне же обращались к колдунам, обещавшим им поддержку духов; их верования были близки к примитивным анимистическим культам. Более доступным простому народу учением был буддизм, хотя в нем значительно слабее утверждался при¬оритет семьи над личностью.

ПРАГМАТИЧНЫЕ ВЕРОВАНИЯ
Китайские мифы отражают всеобщее восхищение трудолюбием и храбростью. Удивительно, что и гаком иерархически организованном обществе существует множество легенд, где бедняки одерживают верх над правителями и где торжествует справедливость правосудия.
Пословица «Конфуцианец в ведомстве, даос в отшельничестве, буддист рядом со смертным одром»свидетельствует о прагматическом подходе китайцев к религии. Если мы попытаемся рационально объяснить, систематизировать и выявить достоверность легенд и сказаний, то китайская мифология покажется нам запутанным клубком. Но если мы примем ее как полное смысла яркое объяснение явлений мира, как источник вдохновения и утешения, то войдем в царство, которое подарит нам радость и наслаждение.

Будда, гора Лишань близ Чэнду в провинции Сычуань

ОТ ФИЛОСОФИИ к РЕЛИГИИ
Каждая мировая культура имеет свою мифологию, в центре которой стоят могущественные боги. Китайские философские системы предоставили людям Объяснение всего происходящего вокруг, включая непредвиденные и могущественные силы природы, способные в любой момент изменить их жизнь. Конфуцианство и даосизм были легко восприняты знатью и императорами, которые уже практиковали развитые формы почитания предков. Крестьяне же обращались к колдунам, обещавшим им поддержку духов; их верования были близки к примитивным анимистическим культам. Более доступным простому народу учением был буддизм, хотя в нем значительно слабее утверждался при¬оритет семьи над личностью.

ПРАГМАТИЧНЫЕ ВЕРОВАНИЯ
Китайские мифы отражают всеобщее восхищение трудолюбием и храбростью. Удивительно, что и гаком иерархически организованном обществе существует множество легенд, где бедняки одерживают верх над правителями и где торжествует справедливость правосудия.
Пословица «Конфуцианец в ведомстве, даос в отшельничестве, буддист рядом со смертным одром»свидетельствует о прагматическом подходе китайцев к религии. Если мы попытаемся рационально объяснить, систематизировать и выявить достоверность легенд и сказаний, то китайская мифология покажется нам запутанным клубком. Но если мы примем ее как полное смысла яркое объяснение явлений мира, как источник вдохновения и утешения, то войдем в царство, которое подарит нам радость и наслаждение.

Комментарии закрыты.